Главное меню

Блок цилиндров (БЦ), ремонт блока цилиндров

 Блок цилиндров (БЦ) — это основная деталь двигателя внутреннего сгорания, которая объединяет между собой цилиндры двигателя в единую деталь, изготавливается литьем с последующей механической обработкой

 


Общий вид блока цилиндров

 

Опорная поверхность коленчатого вала БЦ ("постель" коленчатого вала блока цилиндров) служит для монтажа вкладышей и коленчатого вала с сохранением требуемого масленого зазора.

 

Опорная нижняя плоскость блока цилиндров служит для установки поддона картера.

 

Опорная верхняя плоскость БЦ служит для установки головки блока цилиндров.

 

Цилиндры блока цилиндров служат для превращения возвратно-поступательного движения поршней и выполнения работы по передаче энергии взрыва топливно-воздушной смеси в камере сгорания, через шатуны во вращательное движение коленчатого вала.

 

Цилиндры БЦ могут быть цельнолитыми - «сухая гильза», где охлаждающая жидкость на прямую не контактирует со стенкой гильзы, или вставными - «мокрая гильза», где охлаждающая жидкость на прямую контактирует со стенкой гильзы.

 


«Сухая гильза»

 

Вокруг цилиндров БЦ расположены полости для циркуляции охлаждающей жидкости (тосол, антифриз) системы охлаждения - "водяная рубашка" блока цилиндров. Также в БЦ расположены масленые каналы, по которым в места смазки под давлением, создаваемым масленым насосом, подается моторное масло, обеспечивающее нормальную работу трущихся пар подшипников скольжения всего двигателя внутреннего сгорания.

 


«Мокрая гильза»

 

БЦ изготавливают из чугуна или алюминиевого сплава. Долгое время единственным материалом для изготовления блоков цилиндров служил чугун. Этот материал относительно недорог, обладает высокой прочностью, износостойкостью, жесткостью, имеет хорошие литейные качества. Существенными недостатками чугуна являются его большой удельный вес и низкая теплопроводность.

 

Алюминиевые сплавы — это лёгкий (малый удельный вес) конструкционный материал, корозиционно устойчив, имеет хорошую обрабатываемость. По сравнению с чугуном, имеет в 3 раза выше коэффициент теплопроводности, в результате двигатель внутреннего сгорания нагревается быстрее и равномернее. Совокупность этих факторов дает возможность повышать КПД и экономичность двигателей внутреннего сгорания.

 

Алюминиевый сплав значительно уступает чугуну в жесткости и износостойкости. По этому блок цилиндров из алюминиевого сплава должен иметь особые конструктивные элементы повышающие его жесткость, а в качестве цилиндров обычно служат чугунные гильзы, которые заливаются в алюминиевый блок в процессе его изготовления. Цилиндры блоков из алюминиевых сплавов имеют так же современные покрытия. Поверхность цилиндров, из алюминиевого сплава, насыщают поверхностный слой кристаллами карбида кремния (Материал — алюсил, силумал), эта технологическая новинка имеет свою технологию перехода в ремонтный размер. Цилиндры из такого материала ремонтно пригодны. Также на цилиндры из алюминиевого сплава, наносят другими различными технологиями, износостойкие покрытия, которые имеют небольшую толщину слоя и в связи с этим не поддаются ремонту. Такие цилиндры имеют сложную схему ремонта при наличии конструктивных возможностей, а именно наличие достаточного расстояния между цилиндрами для установки гильз из чугуна.

 

В процессе работы, цилиндры БЦ подвергаются износу.

 

Износ цилиндров БЦ является следствием комплексного воздействия на стенки многочисленных физических, химических и других быстротекущих процессов, которые по характеру проявления разделяются на три основных вида износа:

 

эрозионный — возникающий вследствие трения поршневых колец об цилиндр БЦ, схватывания и других разрушающих процессов при непосредственном контакте металлических трущихся поверхностей;

 

коррозионный — возникающий при всякого рода окислительных процессах на поверхностях трения;

 

абразивный — вызывающий разрушение поверхностей трения при наличии между ними твердых абразивных частиц, в том числе и от продуктов износа механизмов двигателя внутреннего сгорания.

 

Изношенные детали двигателя внутреннего сгорания подлежат замене или ремонту. Ремонт с последующей механической обработкой, которая включает в себя: расточка цилиндров под хонинговальную операцию, расточка цилиндров под установку гильз цилиндров БЦ ( стандартных или нестандартных гильз), хонингование цилиндров БЦ, механическую обработку плоскости БЦ.